• Синтетика LM
  • Полусинтетика LM
  • GULF
  • С какой вязкостью нужно покупать масло, чтобы ездить зимой, а с какой - летом?

     

    Многие знают, что вязкость масла пишут в виде шифровки «SAE 10W-40». Расскажем, что же это значит.

    Итак, «SAE» – это спецификация международного стандарта, регламентирующая вязкость масла. SAE расшифровывается как «общество инженеров-автомобилистов». Например, возьмём надпись «SAE 10W-40». «10W» говорит о зимнем использовании этого масла (W – WINTER- с англ. «зима»). Т.е. от верного выбора этого параметра зависит, как легко вам удастся запустить двигатель в морозные дни. «40» - это класс вязкости и в данном примере он является «летним» классом. Означает это то, насколько масло способно сохранить работоспособность в зонах двигателя с высокой температурой работы. Наличие только одного параметра в обозначении класса вязкости по SAE из выше предложенного примера говорит о том, что это масло сезонное. К примеру, SAE 10W – зимнее масло, а SAE 40 – летнее сезонное масло. А наличие сразу двух классов (SAE 10W-40) говорит о том, что это всесезонное моторное масло.

     

    Как подобрать класс вязкости масла по SAE? Для выбора «зимнего» класса нужно положиться на значения средних зимних температур в вашем регионе, где эксплуатируется ваш автотранспорт с учетом континентальных особенностей. Для простоты можно использовать следующую таблицу:

     

    -30 °С и ниже 0W
    от -20 до -25 °С 5W
    от -15 до -20 °С 10W
    от -10 до -15 °С 15W
    от -5 до -10 °С 20W
    до -5 °С 25W

     

    Следуйте приведённым рекомендациям, и ваш автомобиль будет застрахован от проблем с запуском двигателя в зимнее время и от распространённых поломок двигателя, обусловленных выбором неподходящего масла. Важно помнить, что при запуске двигателя при любой температуре, как минусовой, так и плюсовой, масло не сразу поступает к трущимся частям, для этого необходимо время. Двигатель весь этот период будет работать в режиме «масляного голодания», что вызывает резкое возрастание износа деталей. Логично, что чем большей текучестью при низкой температуре обладает масло, тем быстрее оно пройдёт по смазочной системе и смажет все детали и защитит их от лишнего износа. Оптимальный выбор – моторное масло типа «0W».

    Если говорить о маслах летнего класса, большинство специалистов рекомендуют использовать масла типа «40» по SAE, поскольку масло должно образовывать плёнку, т.е. обладать достаточной вязкостью для защиты двигателя при сложных условиях эксплуатации. А именно: подшипники коленчатого вала, распределительный вал, поршневые кольца могут достигать больших значений температур, высокой скорости сдвига и удельного давления; многие современные двигатели отличаются высокой тепловой напряжённостью. Правильно подобранное масло снизит степень износа и «заклинивания» двигателя в жару и в холод.

     

    Какова разница между минеральным и синтетическим маслом?

    Основная разница между маслами - в молекулярной составляющей их основы. При производстве синтетических масел «строятся» (иными словами, синтезируются) молекулы с заранее подобранными оптимальными эксплуатационными свойствами. Синтетическое масло имеет наибольшую термическую и химическую устойчивость по сравнению с минеральным. Химическая устойчивость говорит о том, что во время работы с синтетическим маслом ничего не происходит в плане химических взаимодействий (парафинизации, окисления и пр.) Следовательно, его эксплуатационные характеристики не ухудшаются. Термическая устойчивость позволяет сохранить оптимальные значения вязкости при разных температурах, что делает запуск двигателя безопасным во время морозов и предоставляет максимальную защиту в зонах высокой температуры работы двигателя при высоких скоростях и сильных нагрузках. За счёт особенностей молекулярного строения синтетическое масло по сравнению с минеральным обладает более высокой проникающей способностью и текучестью.

     

    Какие проблемы могут возникнуть при переходе с минерального на синтетическое масло?

    Могут возникнуть проблемы в случае, если ранее использовалось неподходящее, некачественное масло, нарушались рекомендованные условия замены, а также из-за попадания в масло посторонних веществ (например, различные добавки, охлаждающая жидкость и т.д.). В таком случае в двигателе может появиться значительные отложения. Также наблюдается частичная или полная потеря эластичности уплотнительных частей двигателя (маслосъемных колпачков, сальников и пр.).

    Минеральные масла снимают накопившиеся отложения постепенно, мягко, а синтетические действуют более резко, снимают большие куски отложений благодаря высокой проникающей способности и текучести. Из-за такой особенности синтетического масла двигатель может выйти из строя, ведь происходит закупорка масляных каналов, сетки маслоприёмника, мотор начинает работать в режиме «масляного голодания». Кроме того, в области сальниковых уплотнений все отложения будут удалены, и если сальники потеряет эластичность, синтетическое масло может легко вытекать из двигателя. Итак, синтетическое масло не рекомендуется использовать в таких ситуациях:

    • когда есть существенные отложения на внутренних поверхностях двигателя; уплотнительные элементы, такие как сальники, маслосъемные колпачки и другие потеряли эластичность, а также, возможно, есть микротрещины (тут необходима замена сальников), из-за которых могут возникнуть подтекания;
    • когда идет обкатка двигателя, если такая предусмотрена. Тоже самое касается и двигателя после капремонта. В этих случаях обкатку производят на качественном минеральном масле, а уже потом переходят на синтетическое;
    • когда в автомобиле роторно-поршневой двигатель.

    А в других случаях использование синтетического масла не только никак не повредит даже старому и повидавшему виды двигателю, а наоборот, даёт гарантию его защиты и максимально увеличивает его срок эксплуатации.

     

    Что следует сделать для перехода с минерального масла на синтетическое?

    Проведите осмотр двигателя на предмет отложений и дефектных сальниковых уплотнений, а также в целом оцените его состояние. Если есть подтеки масла, то переход на синтетическое масло невозможен до устранения причин, по которым идет выброс масла.

    Чтобы убрать в двигателе значительные отложения, необходимо «промыть» масляную систему.

    Если есть подозрение на то, что сальниковые уплотнения потеряли эластичность (об этом можно предположить при подтёках в местах посадки), то осуществлять переход на синтетическое масло не стоит до замены сальников и ремонта двигателя. Если следов подтёков нет, то можно для начала перейти на использование полусинтетического масла и дождаться пробега, когда его нужно будет заменить. В том случае, если и после смены масла подтёков в области сальников нет, то можно перейти на использование синтетического масла.